Новгородская  профессиональная  ассоциация фармацевтических работников


09  сентября   2009 года Управлением  Министерства   юстиции   РФ   по   Новгородской   области зарегистрирована новая областная общественная организация "Новгородская профессиональная ассоциация фармацевтических работников".

Ассоциация создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 22.07.93г. №5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", где профессиональным медицинским и фармацевтическим ассоциациям посвящена специальная статья (статья 62).


Решение о необходимости создания новой Профессиональной ассоциации принимали руководители  аптечных организаций области. Они же стали ее учредителями:

Баранова О.И.-Член Правления,  коммерческий директор ООО "Адепт-медфарм"

Иванова  Н.Ф.-Член Правления, директор ООО "Аптека № 87" г. Старая Русса

Игнатенко Л.Н.-Исполнительный директор ассоциации

Липина И.В.-Член правления, руководитель аптеки ООО "Бриз" г. Валдай

Мельник Л.А.-Член правления, начальник отдела розничной торговли ООО "Панацея-Н"

Новолодская Л.М.-начальник отдела закупок ООО "Панацея-Н"

Падалко Е.В.-Член правления ассоциации, руководитель ООО "Квинта плюс"

Петрова М.А.-Член ревизионной комиссии, руководитель ЗАО "Лекфарм" Марево

Попутько И.И.-Член правления, генеральный директор ООО "Фармация-Н" г. Боровичи

Савельева Н.П.- Зам. генерального директора ОАО "Новгородфармация"

Сергеева Л.А.-Начальник отдела розничной сети ООО "Адепт-медфарм"

Хруцкая О.А.-Председатель Правления ассоциации, директор ООО "МДЦ"

Шафранова Н.В.-Член правления, руководитель аптеки НОКБ

Яковлева Т.И.-Председатель ревизионной комиссии, директор МУП "Аптека № 18"


Все учредители являются провизорами и имеют большой профессиональный стаж и опыт работы на различных фармацевтических должностях.

Отличительная особенность профессиональной ассоциации состоит в следующем:

в ее состав могут входить только специалисты - провизоры и фармацевты, т. е. физические лица;

в учредительных документах и (или) в названии употребляется выражение "профессиональная ассоциация"; в каждом субъекте Федерации может быть только одна такая профессиональная ассоциация.

Это обусловлено тем обстоятельством, что носителем профессии являются не юридические, а физические лица. Цель такой профессиональной Ассоциации - решение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью фармацевтических работников.

Задачи ассоциации:

1) защита прав фармацевтических работников;

2) развитие фармацевтической практики;

3) содействие научным исследованиям в области фармации;

4) решение иных вопросов, необходимых для достижения упомянутой выше цели.

Существенной особенностью данной формы общественного объединения, отличающей ее от иных форм общественных объединений является то, что такая ассоциация наделяется рядом публичных полномочий, которые заключаются в участии:

в разработке норм фармацевтической этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм (публичные нормотворческая и юрисдикционная функции);

в разработке стандартов качества фармацевтической помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации фармацевтических работников.

в присвоении фармацевтическим работникам квалификационных категорий (публичные нормотворческая и контрольная функции).


Кроме того, профессиональные ассоциации субъектов Российской Федерации наделены названным Законом рядом дополнительных полномочий. Эти полномочия, прежде всего, состоят:

в проведении проверочных испытаний фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан

выдаче им соответствующих сертификатов специалиста;

внесении предложений о присвоении фармацевтическим работникам квалификационных категорий.


Кроме того, статьями 16, 30, 54, 56, 57 и 63 Закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" указанные выше публичные полномочия профессиональных фармацевтических ассоциаций были более детально конкретизированы, а также эти ассоциации наделены еще дополнительными полномочиями:


1) рассматривать жалобы пациентов на нарушение их прав и принимать по ним решения в пределах предоставленных полномочий;

2) участвовать в деятельности комитетов ( комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан, создаваемых в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области при органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения;

3) проводить проверочные испытания, являющиеся правовым основанием решения вопроса о допуске к практической деятельности фармацевтических работников, не работавших по своей специальности более пяти лет;

4) согласовывать с местной администрацией выдачу разрешения на занятие частной фармацевтической практикой для осуществления данной практики на территории соответствующего муниципального образования;

5) контролировать качество оказания услуг при осуществлении частной фармацевтической практики.


Следует отметить, что характер отношений, в которых принимают участие профессиональные фармацевтические ассоциации, отличается от характера отношений, в которых участвуют профессиональные союзы медицинских работников. Профессиональные союзы преимущественно обеспечивают защиту интересов работников в отношениях этих работников с их работодателями, то есть объектом защиты являются отношения: работник - работодатель, регулируемые социально-трудовыми правовыми нормами.

Профессиональные же фармацевтические ассоциации в основном защищают интересы фармацевтических работников в отношениях типа:

1) фармацевтический работник - фармацевтический работник;

2) фармацевтический работник - пациент;

3) фармацевтический работник - орган публичной власти;

Эти отношения регулируются нормами гражданского или административного права.


Создание профессиональных ассоциаций фармацевтических работников именно сейчас является чрезвычайно актуальным в связи с активным переходом государственного аптечного сектора в частные руки. Наличие частной системы здравоохранения закреплено в Конституции Российской Федерации, но существование такой системы предполагает контроль за ее работой.

Частная система здравоохранения должна иметь свою собственную подсистему управления. Функции управления частной системой здравоохранения в соответствии с российской законодательной базой нельзя возложить на подсистемы управления государственной и муниципальной систем здравоохранения.


Историческая практика уже выбрала соответствующее организационное решение для контроля за негосударственным сектором. Это решение заключается в обязательном создании частными лицами - носителями фармацевтической профессии, реализующими публичный интерес, своей профессиональной ассоциации с обязательным членством в данной ассоциации. Именно эта ассоциация и должна осуществлять основной объем контроля за своими членами.


Подсистема управления частной системы здравоохранения должна быть сформирована из специалистов негосударственных фармацевтических организаций и представлять собой, в соответствии с федеративным устройством России, двухуровневую систему профессиональных фармацевтических ассоциаций, включающую в себя федеральную и территориальные профессиональные ассоциации, наделенные необходимыми полномочиями.


Без опоры на объединение профессионалов задуманные реформы в здравоохранении провести невозможно.


Основные направления ПАФР


1. Защита профессиональных интересов фармацевтических работников в отношениях между специалистами, пациентами и органами публичной власти


2. Влияние на формирование в В.Новгороде цивилизованного фармацевтического рынка


3. Участие в работе комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности


4. Участие в разработке норм профессиональной фармацевтической этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм


5. Законодательное закрепление обязательного членства специалистов (провизоров и фармацевтов) в профессиональных ассоциациях


6. Нормативное закрепление (поручение профессиональной ассоциации) проведения проверочных испытаний по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан


7. Нормативное закрепление (поручение профессиональной ассоциации) проведения экспертизы при лицензировании фармацевтической деятельности



Никто не защитит нашу профессию кроме нас самих - специалистов, потому что мы хотим возродить доверие посетителей аптек к нам и нашей профессии.


Профессионалы - объединяйтесь!